Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка.

…Ребёнка обучи – Дашь миру человека
В.Гюго

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования  основ безопасного поведения.

В современном мире огромное беспокойство у людей всей планеты вызывает сложившаяся социальная и экологическая обстановка. И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому мы, взрослые, должны обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям.
Эмоциональное состояние ребенка также важно, как и физическое. Дети находятся в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте с взрослыми и сверстниками, при этом они могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующиеся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличии чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличии положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • чувстве удивления;
  • вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок — улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Причины эмоционального неблагополучия могут быть разные: биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д.; психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка осознается родителями и формулируется ими по-разному: в виде проблем, трудностей в воспитании ребенка; запроса к специалисту (психологу; педагогу; дефектологу; врачу); в форме претензий к другим членам семьи; в стремлении получить дополнительную информацию о коррекции воспитания ребенка и так далее.

Родители могут  свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:

  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;
  • включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

Для выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия можно воспользоваться опросным листом, «Дошкольное детство» Т.Антонова и Е.Волкова (Приложение 1). Предлагаю использовать диагностику эмоционального развития ребёнка, его привязанностей (Приложение 2).

Только при условии любви и заботы близких  ребёнка с самого его рождения, у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Чувствуя любовь матери, отца и близких людей ребёнок растёт эмоционально благополучным.

Важно, чтобы семья была полной.  Учёные провели исследования и пришли к заключению, что, если в семье нет отца, мальчик больше страдает в старшем дошкольном возрасте, а девочка – в младшем (в старшем дошкольном возрасте девочки отождествляют себя с матерью).

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья. Для того чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, то есть адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

 

 

Приложение 1

Опросный лист выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка

                                                                               Авторы: Т.Антонова, Е.Волкова

1.С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад: радостным; иногда не хочет; часто отказывается; капризничает; другое
2.В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другие причины
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно: с кем именно: с воспитателями; с помощником воспитателя; с музыкальным руководителем; с инструктором по физкультуре; с другими специалистами
Неблагополучно: иногда бывают конфликты; обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки, другое
4.С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да; нет; иногда
6. Жалуется ли на сверстников: да; нет; иногда. На что жалуется: дети не принимают в игру; обижают; не хотят дружить; отнимают игрушки; шумят; другое
7. Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
8. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства ? В чем оно проявляется?
9. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)
10. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный; терпеливый; чуткий; уступчивый; приветливый или вспыльчивый; склонный чаще командовать, чем подчиняться; другой
11. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого влияния не оказывают; благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

Приложение 2

Диагностика эмоционального развития ребёнка, его привязанностей.

  1. Часто ли ребёнок плачет ? (да, нет)
  2. Какое обычно состояние у ребенку ? (спокойное, плаксивое, возбуж­денное …

З. Как долго ребенок остается расстроенным ?

  1. Чего боится ребёнок ?
  2. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным ?
  3. Быстро ли устает ребенок ?
  4. На кого в семье похож характером ребёнок ?
  5. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым ?
  6. Как ребёнок относится к детям ?
  7. Как ребенок относится к животным ?
  8. Кто чаще воспитывает ребенка ?
  9. Кого в семье ребенок слушается ? (всех, маму, папу, никого)
  10. . Помогает ли ребенок по дому ?
  11. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)
  12. Существуют ли у ребенка следующие проблемы? (писается в постель ночью, днем, грызёт ногти, сосет палец и другие)
  13. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что
    ему разрешают или запрещают?

 

Комментарии закрыты.

До события осталось:

Официальные сайты:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов