Когда начинать обучение грамоте

Такой вопрос родители начинают задавать с момента, когда ребенок начинает говорить первые слова. Одни родители, стремятся начинать это обучение как можно раньше, и карточки со словами прикрепляются, чуть ли не к колыбели. Другие уверены, что грамоте должны обучать в школе. Третьи полагают, что начинать надо тогда, когда ребенок сам проявит интерес к буквам, к письменности.

Но следует учитывать, что знакомство с обликом и именем буквы не должно быть первым шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв опасно, как давать в руки ребенку предмет, с которым он не умеет обращаться.   Следует иметь в виду, что если ребенок поздно заговорил – около 3 лет – или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами (не употребляет предлогов, не изменяет слова по падежам), с обучением письменной речи спешить не стоит. Сначала такому ребенку следует позаниматься устной речью с учителем – логопедом И В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ С ВАМИ!

Для тех, у кого у ребенка нормально развивается речь целесообразно, в игровой аранжировке, начинать систематические занятия по подготовке к обучению грамоте с четырех лет.

Для начала у ребенка должна выработаться особая чуткость к звучанию и написанию слов, что позволит избежать наиболее распространенных ошибок первоклассников:  пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Это же позволит ребенку не застрять на этапе слогового чтения излишне долго и без особых усилий освоить слитное чтение целыми словами.

Исходный и главный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.

Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Дошкольник свободно рассуждающийо чем угодно, даже не подозревает о том, что его речь складывается из звуков.Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа и синтеза слова.

Звуковой анализ включает в себя умение, прежде всего, сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове и понимать само понятие звука и его отличие от других вводимых понятий: буква, слог, слово.

Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный период – этап обучения грамоте занимает у родителей и педагогов много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить – ведь от качественного прохождения этого периода зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения с последующим избавлением ребенка от распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.                                                                                                                                                                  Выполняя данные игровые упражнения, помните, что звуковому анализу ребенок может научиться, только подражая взрослому, который дает ребенку образцы специального произнесения, интонирования звуков. Так давайте больше этих образцов и не сердитесь, если Ваш малыш освоит их не сразу.

С чего начинать обучение грамоте?

Начинать обучение грамоте надо с игр. Попытка взрослого разделить игру и учения, «очистить» занятия грамотой от вольностей игрового поведения не может быть удачной, и, напротив, широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звуков и букв.

Ребенок — дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове: «сссон, сооон, соннн». Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре «Пчелы» и др.: «Ты слышал как жжжужжат пчелы? Попробуй пожжжужжать. Жжжжж. Давай будем пчелами. Будем говорить как пчелы. Ты где жжживешь? Я жжживу в этом жжжилище. Приходи в гости. Буду угощать тебя пирожжжными, морожжженым, жжжаренными пончиками.                                                         «Машины» и др.: «Я красная машина. Я вввожуовввощи. А ты что вввозишь? Ты умеешь поворачиввватьнаправвво? Давввайповвворачиввватьналеввво? Давввайустроемсоревввновввания – кто лучше заввводится.Вввввввв».

Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научится протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом: «Скажи, с какого звука начинается слово муха? Потяни этот первый звук. Мммуха. А есть этот звук в слове дом? А в слове стена? А ты какие слова можешь назвать с первым звуком ммм?» Придайте этому занятию игровую форму «Магазин»: мишка идет в магазин и покупает разные игрушки, расплачиваясь первым звуком слова, которое обозначает эту игрушку; (только твердые согласные звуки и гласные – потом добавляем мягкие согласные – потом и йотированные гласные я, ё, ю, е). Далее взрослый и ребенок меняются местами – взрослый играет за мишку, а ребенок за продавца.                                                                                                                   «Грузовики»: 2 грузовика и картинки с изображением предметов; один грузовик называется Ммм, а другой Ллл; эти грузовики загружают только слова, которые начинаются с этих звуков – потом прибавляется условие, что не только с первым, но и в любом месте слова.

Взрослый должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: в слове люстра первый звук Л’л’л’ – если ребенок заявляет, что в слове звук Ллл, то надо мягко его поправить «Ты говоришь зззэбра или з’з’зебра? З’з’з’произносится мягко, с улыбкой – смотри как я сильно улыбаюсь, а звук Ззз я произношу твердо и без широкой улыбки.Найди на карточках предмет, в названии которого есть твердый звук Ззз. Правильно, зззаяц.

Начинать надо с тянущихся звуков, а потом добавлять остальные. Если в этот период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного к мягкому и обратно, то самый трудный шаг начального обучения чтению  — слияние двух букв в слог пройдет быстро и не вызовет затруднений.

Вкусив чувство мягкости и твердости согласных звуков, ощутив их как разные звуки, ребенок должен ощутить разницу гласных и согласных звуков с помощью пропевания ударных гласных звуков «Заблудились в лесу»: зовем потерявшегося в лесу – Волооодя, зааайка и т.д.

Далее осуществляется переход к наиболее сложной задаче звукового анализа – определению полного звукового состава слова. Начать надо с коротких слов и фиксировать результаты с помощью специальных фишек (пуговицы). Игра «Дом звуков»: пришел домой кот – вот его квартира – каждый звук живет в своей комнате, давай уложим кота спать.

Затем можно определять место разных звуков в словах (начало, середина, конец слова).

Все эти упражнения для маленьких дошкольников надо проводить в игровых формах – это будет им интересно и Вы не будете бегать и уговаривать, угрожать и наказывать.

Комментарии закрыты.

Наши группы

Официальные сайты:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов