Обучение грамоте дошколят в домашних условиях

Здравствуйте, уважаемые родители!  Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!?  Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас  полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я  предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.

Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.  Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух — умение выделять и различать речевые звуки.

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков.

различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Взрослый выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

— дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

— дифференциация по темпу (быстро — медленно)

«Кто быстрее? «

— дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

— дифференциация по силе звучания (громко — тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

 

«Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»

(продолжение)

Уважаемые родители, мы продолжаем с вами говорить о том чему должен   научиться ребенок, готовясь к школе.

После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные  – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Согласные звуки — это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы  или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласныеобозначаются  синим  цветом, мягкиесогласные  — зеленымцветом.

Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи? Здесь  вы познакомитесь с такими  играми. Сейчас предлагаю поиграть в  некоторые из них:

Игры со звуками

  1. «Поймай звук»

Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог  с заданным звуком.

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]»

Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.

 

  1. «Путешествие по комнате»

1вариант игры — Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

2  вариант игры — У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета.Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

 

  1. «Узнай звук»

Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

 

 

  1. «Определи позицию звука в слове»

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

 

  1. «Найди место картинке»

Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.

 

После того, как ребёнок научился слышать,определятьместо  звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.

Звуковой анализ — что это такое?

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть — определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.  О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз.

Спасибо за внимание!

Комментарии закрыты.

Наши группы

Официальные сайты:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов