Советы логопеда для успешного обучения чтению.

Советы логопеда для успешного обуче­ния чтению.

Учитель-логопед И.П.Димитрова

Конечно, учить читать и писать ребенка должен специ­алист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ре­бенка. Учить ребенка читать и писать можно с раннего возраста.

  1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и на­зывают — гласные. При про­изнесении гласных звуков воз­дух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся соглас­ные. Попробуйте пропеть, про­тянуть звуки [п], [н]. Эти зву­ки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, что­бы их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки — Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.

 

  1. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять за­данный звук из потока дру­гих звуков.

Задания и вопросы

— Хлопни, когда услы­шишь звук [а] среди других звуков

  • Хлопни, когда услы­шишь в слоге заданный звук.
  • Найди и назови картин­ки, в названии которых ты ус­лышишь заданный звук.
  • Хлопни, когда услы­шишь в слове заданный звук.
  • Какой один и тот же звук ты услышал bq всех про­изнесенных словах?
  • Кто больше назовет слов на звук [а]?
  • Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что рас­скажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

 

  1. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обо­значает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А].

Задания и вопросы

  • Какой звук я произнес­ла?
  • Как ты определил, что это звук [а]?
  • Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
  • Давай, слепим ее из пла­стилина, нарисуем, выложим из палочек.
  • Сколько и каких пало­чек нужно для буквы А.
  • Одинаковой длины или разной?

Найди и покажи эту букву среди других букв.

—   Зачеркни все буквы А.  И так со всеми буквами.

  1. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы

  • Произнеси слово авто­бус.
  • Какой первый звук в этом слове? Звук [а].
  • Какой это звук? Глас­ный.
  • Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы поло­жим квадратик в нашем сло­ве? В начале слова.

 

  1. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы

  • Послушай и скажи, оди­наково ли звучат эти соглас­ные звуки [п] — [пь], [т] — [ть].
  • Как произносятся пер­вые звуки? Твердо.
  • А как вторые? Мягко.

Можно послушать, как про­износятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко.

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их ка­ким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звука­ми. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мяг­кий (лук — люк).

 

  1. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.

Задания и вопросы

  • Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п]—[б]; [т]-[д]; [с]-[з].
  • Когда произносишь пер­вый звук с закрытыми ушка­ми, что слышишь? Ничего.
  • Мы знаем, что он соглас­ный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.
  • Когда произносишь вто­рой звук с закрытыми ушка­ми, что слышишь?
  • Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы зна­ем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колоколь­чик.

Когда ребенок научится слы­шать и выделять заданный звук, находить и  определять место  заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

  1. Покажите ребенку раз­ницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы

— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держат­ся» друг за друга: «Меня зо­вут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассы­паются.

Обучение чтению начинает­ся с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сра­зу второй — АП».

При открытом слоге: «Сло­жи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй — ПА».

 

  1. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ], — твердые. Когда они «дружат» с гласными звука­ми [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], — мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получит­ся слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Вместе с ре­бенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем са­мым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

Запомните:

  • звуки [ж], [ш], [ц] — все­гда твердые;
  • звуки [ч], [щ]— всегда мягкие.
  • звук [й] — мягкий соглас­ный.
  1. Все гласные второго ряда [е] [ё] [ю], [я] произносите
    кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшеб­ные звуки» и покажите ребен­ку, как с помощью гласных согласные из твердых превра­щаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

 

  1. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

 

  1. Читая с ребенком пер­вые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитан­ного.

 

Обучая детей чтению, учи­тывайте очень важный мо­мент — развитие мелкой мо­торики необходимо для ус­пешного обучения ребенка письму.

 

 

 

 

 

Комментарии закрыты.

До события осталось:

Официальные сайты:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов